6 апреля 2017
Анатолий Длусский: «Стать чемпионом может только творческий человек»

Автор «Гимна биатлону» Анатолий Длусский ни разу не выходил на старт биатлонной гонки. Тем не менее, по словам барда, у него есть собственная медаль с чемпионата мира в Поклюке. Почему музыканту не петь без спорта, кто биатлонный Паганини и без чего невозможно стать чемпионом – в интервью «Биатлон And» рассказал Анатолий Длусский.

– Под песню «Биатлон» есть видео с российскими спортсменами. А кто на самом деле вдохновил вас?

– На самом деле, есть клип с белорусской сборной. Там снялись наши парни: Рыженков, Сашурин, Попов. Они и вдохновили меня на создание песни о биатлоне. Это было на чемпионате мира в словенской Поклюке. Я тогда редко интересовался биатлоном. Да и у нашей сборной как-то не ладилось. И я по приглашению Белорусской федерации биатлона полетел в Словению поддержать ребят. В первый вечер спортсмены не хотели собираться ради моего концерта. Гонки проигрывают, настроения нет, а тут приехал еще какой-то артист. Мне тяжело было начинать петь, они были очень отчужденные. К концу выступления все внимательно слушали, радостные и довольные. На следующий день Вадим Сашурин завоевывает серебро. И биатлонисты уже просят сами: можно еще концерт? Я даю еще один концерт, и завтра снова – серебро. Глядя на выступления наших биатлонистов вживую, я испытывал совершенно другие эмоции, чем от телевизионной трансляции. Без волнения, слез на их борьбу смотреть невозможно. Меня это так пробрало, я понял, что будет песня, хотя меня никто об этом не просил. И за ночь я написал «Гимн биатлону».

– Премьера состоялась там же, в Поклюке?

– Да, я исполнил его вечером, на концерте для нашей сборной и команды России. Слова выучить не успел и во время выступления не отрывал головы от листа, совершенно не обращая внимания на реакцию слушателей. Допел, и обычно через «три, два, один» раздаются аплодисменты. Я про себя уже до восьми досчитал – тишина полнейшая. Потом слышу женские всхлипы. И тогда встал председатель Белорусской федерации биатлона Владимир Александрович Мацкевич и сказал: «Спасибо тебе, Анатолий!» Завтра наша сборная в эстафете завоевывает серебро, а женская – золото. Но самое главное – все, что я написал, произошло на лыжне. Светлана Парамыгина рассказывала мне, что Рыженков после финиша упал и сказал: «Это медаль Длусского».

– На футбольном Евро-2016 среди ирландских болельщиков стала популярной песня «Will Grigg’s on fire». Что делает композицию не просто спортивным гимном, а настоящим символом команды?

– Песня должна быть очень искренняя и точная по посылу. И она обязана вдохновлять, задевать, трогать и болельщиков, и спортсменов. Я сколько пою «Гимн биатлону» – биатлонисты всегда плачут. Потому что в песне их история. В Поклюке я ходил за нашими спортсменами и спрашивал, что они чувствуют на лыжне. И отразил это в гимне.

Человеческие возможности уже достигли пика. И единственное, что может помочь победить – это дух. Дух – это творчество, песня, слово, впечатление. Когда сил уже никаких нет, он поднимает и ведет. Песня попала в нужное настроение – значит, в ней есть что-то особенное. Вообще, популярность композиции – это тайна, которая заложена в творчестве. И если бы мы ее знали, было бы гораздо проще написать вот такой гимн.

– На первый взгляд, музыку и спорт мало что объединяет. Но существует мнение, что тренировки под музыку становятся гораздо эффективнее. А чем спорт может помочь музыке?

– Я каждое утро плаваю, делаю зарядку. Во-первых, это дает энергию, силы. Я не выпеваю нотки, поет моя душа. И спорт мобилизует организм. Если я утром не сходил на зарядку, у меня дыхание не то, нет той страсти, энергии. Поэтому спорт очень много дает, чтобы творить.

– Вы принимали участие в музыкальных конкурсах. Как человек, который бывал и на спортивных соревнованиях, вы видите что-то общее между ними?

– Они, безусловно, близки. Потому что творческие люди, а в спорте и искусстве именно творческие люди, как дети. Их надо хвалить, надо подбадривать, а потом спрашивать с них еще больше. И в музыкальных конкурсах, и на спортивных площадках один и тот же дух соревнований. А сколько стоит за всем этим переживаний, сомнений, мук. А перед выступлением идет период тяжелых тренировок. Без них невозможно достичь вершин ни в спорте, ни в музыке.

– В истории есть такие люди, которые повлияли на развитие музыки. Здесь можно вспомнить разные имена, от Паганини до Хендрикса. А есть ли такие люди в биатлоне?

– Меня восхищает Уле-Эйнар Бьерндален. И те, с кем я знаком, – Александр Попов, Сергей Булыгин.

– Часто спортсмены настраиваются на старт с помощью музыки. Если это так сильно помогает, может, пора уже ввести наряду со спортивной психологией понятие музыкальная терапия?

– Думаю, это обязательно надо делать. Я очень часто ездил на социальные акции вместе со спортсменами. И среди прочих был олимпийский чемпион Ромуальд Клим, метатель молота. Он говорил мне, если бы на Олимпиаде в Нагано он услышал песню «Биатлон», ядро так забросил бы, что японцы его никогда бы не нашли. Так вдохновляет музыка. Это очень помогает творческому человеку. А мне кажется, стать олимпийским чемпионом можно только будучи человеком, который переживает, стремится, волнуется. Потому что в каждой победе обязательно присутствует душа.

– Если бы вы были биатлонистом, под какую песню вы бы предпочли выйти на старт?

– Конечно, я возьму гимн белорусскому биатлону: «Биатлон, биатлон, в тебя с детства влюблен». Я считаю, что это моя самая сильная песня о спорте.

– У вас есть своя передача на телеканале «Беларусь 3». Если бы вы могли пригласить туда любого биатлониста, кто бы это был и какой вопрос вы бы ему задали?

– Я приглашу легенд белорусского биатлона: Рыженкова, Попова, Булыгина, Сашурина. А мой вопрос: кем бы они стали, если бы не были биатлонистами?

– Как вы думаете, может сегодня в белорусском биатлоне появиться команда, которая могла бы соответствовать уровню, показанному этими биатлонистами?

– Постоянно держать планку на одном уровне очень сложно. Поэтому есть спады и подъемы. И уже по тому, какую планку установила Дарья Домрачева, повторить ее успех будет сложно. Дай бог, чтобы кто-то это сделал как можно быстрее.

Я не знаю, какая атмосфера в команде сейчас. Те спортсмены были очень сплоченные. Меня приглашали практически на каждое соревнование. Когда я начинал петь «Биатлон», все вставали. Никто никого не уговаривал. Это говорит о духе. Настолько переживали, настолько были едины. Такое было желание побеждать, бороться за Родину, за народ. Вот если это будет – тогда будут победы. Если мотивировать какие-то меркантильные интересы – добиться успеха очень тяжело. Потому что надо знать, во имя кого и чего ты сражаешься.

Автор статьи Екатерина Остапенко для журнала "Биатлон"

Поделиться: