8 июля 2016

  “Когда только начали изготавливать ложу для биатлонных винтовок, взяли биатлонистку Виолетту Еремей, деревянное основание для будущей детали и поехали к знакомому стоматологу - лепить из гипса рукоятку. Сделали слепок, подождали, пока высохнет. Метод не сработал - все растрескалось”, - вспоминает первый опыт работы с биатлонистами механик по техническим видам спорта, а проще говоря, оружейный мастер Гродненской межрайонной ДЮСШ профсоюзов по зимним видам спорта Юрий Радюк. Всего за четыре неполных месяца мастер, с детства перенимавший искусство работы с деревом у своего отца, из доки по изготовлению мебели превратился в аса в производстве биатлонных лож.

Изготовление рукоятки - ювелирная работа.

В небольшой мастерской за частным домом в Новогрудке аккуратно разложены на столах и развешаны на стенах инструменты. Всегда под рукой фотографии знаменитых биатлонистов,готовящихся закрывать мишени — основное пособие мастера в работе. Негромко играет радио, перебиваемое жужжанием собственной “бормашины”, — Юрий неспешно делает надсечки на почти готовую ложу. Это практически заключительный этап работы. А начинается все с обычного деревянного бруска: 

— Ложа для винтовки выпиливается из одного деревянного бруска. Для немецких “аншутцов” используется бук или орех, для российских ижевских “Би-7” — береза. Основание лож одинаковое для всех биатлонистов. Но самое интересное — детали, которые делаются индивидуально под каждого спортсмена: регулируется длина, вырезается рукоятка. 

Оружейники часто говорят: “Ствол стреляет, а ложа попадает”. Чтобы биатлонисту было удобно стрелять, а от этого также зависит меткость, пальцы должны плотно прилегать к рукоятке: 

— Одинаковых рукояток не бывает. Во-первых, у всех спортсменов разная длина пальцев, во-вторых — все они по-разному держат винтовку: одни заворачивают кисть, другие кладут ложу на прямые пальцы. Перед тем как вырезать рукоятку из дерева, мы делаем слепок. Поскольку опыт со стоматологическим гипсом оказался неудачным, стали искать другие варианты. Подсмотрели технологию у немцев: они слепки под рукоятки делают из пластилина. 

Юрий показывает. Ребенок кладет винтовку на руку так, как ему удобно. После этого мастер быстрыми и уверенными движениями делает пластилиновый слепок, повторяя каждый изгиб руки биатлониста. Через несколько минут заготовка готова: 

— Следующая примерка — с утяжелением. На ложу накладывается ствол, и мы проверяем, удобно ли держать готовую винтовку. Если где-то образовалось лишнее, убираем. Недостающее — добавляем. Уже после этого делаем рукоятку из древесины.
   

Юрий Радюк делает надсечки, чтобы при стрельбе у биатлонистов не соскальзывали руки

Для этого на заготовку для ложи приклеиваются дополнительные куски древесины, и из них фрезеруется деталь. После этого на ложе мастер делает засечки, которые не позволят рукам скользить при стрельбе, и наступает время покраски. При этом цвет винтовки биатлонисты выбирают сами:

— В каталоге — более 200 цветов. У мальчиков сейчас в тренде синий с бронзой или серебром. Девочки более оригинальны. Тут и белые, и ярко-розовые экземпляры встречаются.

Старший тренер Гродненской межрайонной ДЮСШ профсоюзов по зимним видам спорта Игорь Литвинский добавляет:

  — Наша воспитанница Виолетта Еремей, уже два года выступающая в юниорской сборной, захотела белую ложу. Она дружит с Дашей Блашко и прислушивается к ее советам, видит в ней пример для подражания. У Блашко белая собственноручно расписанная винтовка — и Еремей заказала белую, да так, чтобы и все металлические части были краской покрыты. Когда делали ей винтовку, была очень требовательная. Все мучила Юру: “Это так хочу, а вот это по-другому должно быть”. Когда закончили работу, она поехала с новой винтовкой на сбор. Позвонила в полном восторге: “Я влюбилась в нее! И стрельба сразу улучшилась”.

В изготовлении винтовок есть еще немало нюансов. Например, очень важно правильно прикрепить ствол, чтобы оружие “не клевало”. Или вот еще: по правилам соревнований, собранная винтовка должна весить не менее 3,5 килограмма. Чем она легче, тем сложнее стрелять стоя — ветер дает о себе знать. Стандартная российская “Би-7” весит 4,5 килограмма. В Новогрудке же остановились на 3,8—3,9 килограмма — и бежать удобно, и ветром не снесет.

Экономический эффект от совместной работы мастера и биатлонной школы — налицо. Готовая ложа на нашем рынке стоит от 400 до 1,6 тысячи евро. В Чехии цена стартует от 650 евро. Игорь Литвинский подсчитывает:

— Мы закупили бук, алюминиевые профили, краску — грубо говоря, шесть лож нам обошлись в 100 долларов. 

Уже сейчас семь воспитанников ДЮСШ в Новогрудке стреляют из эксклюзивного оружия. Они с гордостью показывают свои сверкающие на солнце “Би-7”. Тут и в самом деле синие с бронзой и серебром, белоснежная, ярко-красная — прямо как у Бьорндалена, и та самая, розовая, о которой рассказывал мастер. Ее хозяйка Виктория Грамак, смущаясь, рассказывает:  

— С этого года я на соревнованиях начну стрелять стойку. Раньше, откровенно говоря, стрельба у меня была не очень. А сейчас удобно, стало лучше получаться. Я уже жду первых соревнований. Буду удивлять соперниц. А розовая винтовка потому, что это мой любимый цвет. У меня и одежды, и других вещей розовых много. 


Виктория Грамак: “Стрельба улучшилась.
Готовлюсь удивлять на соревнованиях и результатами, и новой винтовкой!”

Юрий Радюк и Игорь Литвинский понимают: как только юниоры вырастут, винтовки снова нужно будет подгонять под новых воспитанников. И нисколько этого не боятся. Поле для экспериментов — огромное:

— Есть итальянские карбоновые ложи. В них рукоятка и подставка под щеку съемные. В наших “Би-7” и “аншутцах”, если спортсмен вырос или нужно передать оружие другому биатлонисту, ложу надо переделывать полностью. А если начать делать итальянские карбоновые ложи, нужно будет только заменять детали — это гораздо дешевле и проще. Так что будем работать и развиваться дальше.

Поделиться: