28 Апреля 2018
ЛЫЖИ НА КОЛЕСАХ

Каждый биатлонист, проводя межсезонную подготовку, использует различные средства для тренировки: бег, катание на велосипеде, греблю на байдарках, горные походы. Одним из базовых инструментов являются роликовые лыжи, или лыжероллеры, которые помогают спортсмену не растерять за лето навыки техники лыжного хода. Ведь биатлонист должен поддерживать свою форму даже в то время, когда снега нет.

ИСТОРИЯ

Существует несколько версий о том, когда были произведены первые  роликовые лыжи. По одной из них, изображение спортсмена, стоящего на двух базах приблизительно метр в длину, где установлены два больших колеса, обнаружено в Австрии. По другой –  первые записи о производстве лыжероллеров пришли из Скандинавских стран. Однако наиболее вероятная версия, что первые лыжероллеры были произведены в 1930-е годы на севере Италии. Их создали как аналог лыж для тренировки спортсменов в летний период. Позже в городах Азиаго и Сандриго летом прошли первые соревнования лыжников, имевшие большой успех у зрителей и участников.

giulio_de_florian.jpg

В начале 1950-х годов, когда популярность зимних видов спорта росла, возникла потребность в регулярных тренировках и должной подготовке спортсменов даже летом. А уже в 1970-е годы начали проводиться регулярные соревнования по роликовым лыжам.

martini3.jpg

martini4.jpg

В то время лыжероллеры имели один ролик спереди и два сзади. Металлическая рама-платформа бала размером от 70 до 100 сантиметров. Постепенно совершенствуясь, лыжероллеры приобрели современный вид – с двумя колесами (по одному спереди и сзади) благодаря итальянцу Паоло Миорин и выдающемуся Скиролло, который и считается изобретателем этой инновации.

roberto-martini.jpg

Развитие конструкций лыжероллеров привело к появлению отдельного вида спорта – гонок на лыжероллерах, которые стали очень популярными прежде всего в странах Европы.

Соревнования по роликовым лыжам постепенно приобрели международный статус. В 1985 году была создана Европейская лыжероллерная федерация, а через три года в Нидерландах прошел первый чемпионат Европы. В начале 1990-х роллерные лыжи были включены в лыжные виды спорта в качестве нового вида, а в 2000 году в Голландии состоялся первый чемпионат мира.

skiroll1971.jpg

Сейчас различные соревнования по роллерным лыжам проходят регулярно. Кроме того, турниры с использованием лыжероллеров проводятся и по летнему биатлону.

ВИДЫ ЛЫЖЕРОЛЛЕРОВ

Традиционно ролики для лыж изготавливают из двух материалов: каучука и полиуретана. Если асфальт на лыжероллерной трассе плохого качества, то для тренировки подойдут более мягкие каучуковые ролики. Полиуретан тверже, но при этом более износоустойчивый и долговечный. Он подходит только для дороги с гладким и качественным покрытием.

Лыжероллеры, как и лыжи, делятся на два основных класса – для конькового и для классического хода. Их нетрудно различить даже неспециалисту. Колеса для классического хода широкие и маленькие в диаметре, для конькового – узкие и большие.

Однако есть у лыжероллеров еще одна важная техническая характеристика – это категория подшипников, от которых зависит скорость вращения. Самой «медленной» из тех, что поступают в продажу, является категория 5. Именно с нее следует начинать тем, кто делает первые шаги на роллерах. Со временем, когда придет уверенность в своих силах, можно переходить на более скоростные модели.

Крепления, устанавливаемые на лыжероллеры, и ботинки к ним принципиально ничем не отличаются от тех, которые используют лыжники на снегу. А вот у палок единственным отличием является наконечник. Вместо лапки для снега устанавливается специальный штырь с зубцом из более прочной стали – асфальт требует от железа особой закалки. Можно использовать зимние палки, однако на лето следует заменить наконечник.

ТЕХНИКА ДВИЖЕНИЯ

Техника передвижения на лыжероллерах та же, что и на лыжах, но ошибки могут возникнуть чаще всего из-за большого веса лыжероллеров, отсутствия трения скольжений и направляющей лыжни.

Начинать освоение техники хода на лыжероллерах нужно так же, как и на лыжах: с подготовительных упражнений, без палок, не спеша. Следить за прокатом на одной лыже, за равновесием. Добившись устойчивого равновесия и уверенности при передвижении без палок, можно приступать к отработке лыжных ходов. Навыки, освоенные летом, пригодятся уже зимой на классических лыжах.

Техника торможения, возможно, главное из того, чем роллеры отличаются от лыж. Если по снегу тормозной путь составляет максимум 5−8 метров, то для того чтобы остановиться на асфальте, требуется гораздо больше времени и места. Следует учитывать, что на лыжероллерах нет никакой системы торможения. Поэтому способов замедлить скорость существует, по большому счету, лишь два. Можно затормозить «плугом», как делают биатлонисты при подъезде к огневому рубежу. Однако в этом случае тормозной путь даже при невысокой скорости займет 10−15 метров.

На тренировке при возможности рекомендуется съезжать на обочину. По траве, земле и песку затормозить гораздо проще.

Зачастую ролики для новичков оборудуются специальным устройством Speed Reducer. Это своего рода замедлители скорости.

После каждого тренировочного процесса колеса лыжероллеров рекомендуется смазывать машинным маслом, предварительно положив лыжероллеры на бок, чтобы масло проникало внутрь роликов.

БЕЗОПАСНОСТЬ

Катание на лыжероллерах – опасное занятие. Асфальт не прощает ошибок. Скорость спортсмена, даже катящегося по ровному шоссе, нередко доходит до 50 км/ч. Во время спуска с горы лыжник по скорости может тягаться с автомобилем. Падения в таких случаях могут быть очень болезненными, но, к сожалению, они не редкость даже среди профессионалов.

Для того чтобы минимизировать потери, спортсмен должен обязательно надевать защитный шлем. Какой-то специальной роллерной модели не существует, обычно выбирают из тех, которые используют велосипедисты. А вот наколенники, налокотники и другие средства защиты надеваются по желанию атлета и в зависимости от его профессионализма.

Василий Первунин для журнала "БИАТЛОН"

Поделиться: