30 октября 2017

В греческой Древней Олимпии уже стартовала эстафета олимпийского огня. С 1 ноября она продолжится в Южной Корее, которой выпала честь стать хозяйкой XXIII зимних игр. И значит, до открытия этого грандиозного спортивного форума в Пхенчхане осталось всего ничего, а вернее – ровно 100 дней. Эта дата и послужила поводом для встречи с шефом белорусской миссии  в Пхенчхане – заместителем министра спорта и туризма Александром БАРАУЛЕЙ. И начали мы разговор с вопроса о лицензиях: на какое количество их рассчитываем?

Фото Владимира Нестеровича

— В большинстве видов квалификационный отбор ещё продолжается. На данный момент можно с уверенностью говорить о десяти квотах – пяти мужских и пяти женских, завоёванных  в биатлоне. А вообще у нас определён круг кандидатов на участие в грядущих Играх из 46 спортсменов, представляющих шесть видов. Уже сейчас можно с большой вероятностью сказать, что более 20 из них станут обладателями заветных путёвок в Пхенчхан, а всего мы рассчитываем на 27 — 30 допусков. К примеру, в другом нашем ключевом виде – фристайле реально добыть семь лицензий: четыре мужских и три женских. В конькобежном спорте претендуем на две-четыре квоты. В лыжных гонках в настоящий момент в квотируемые топ-300 входят четыре человека, но рассчитываем на шесть допусков. В горных лыжах претендуем на две лицензии наших лидеров – Марии Шкановой и Юрия Данилочкина и в шорт-треке – на одну-две.

Межсезонье, в ходе которого закладывался фундамент, уже завершилось. В настоящий момент национальные команды приступили к специальной подготовке к этапам Кубка мира и другим международным стартам, по итогам которых и будут определены обладатели путёвок в Пхенчхан. В одних видах спорта они станут известны раньше, в других – позже, но 22 января мы узнаем окончательную цифру.  И очень надеемся, что она совпадёт с прогнозируемой.

— К сожалению, уже сейчас можно констатировать, что в Пхенчхане точно не будет белорусских фигуристов и  хоккеистов…

— Что касается фигурного катания, то у нас пытались отобраться спортивная пара Татьяна Данилова и Николай Коменчук и танцевальный дуэт Виктория Ковалёва и Юрий Беляев, но ни на чемпионате мира в Хельсинки, ни на квалификационном турнире в Оберстдорфе им не удалось завоевать лицензию. В этом виде главенствующую роль играет тренерский фактор. А у нас пока нет специалистов, которые бы могли подготовить спортсменов действительно высокого уровня. Но верим, что благодаря активной работе Белорусского союза конькобежцев в таковых со временем превратятся наши нынешние молодые ищущие наставники, готовые учиться и перенимать опыт. Кстати, теоретические шансы на попадание в Пхенчхан у белорусских фигуристов ещё остаются, они стоят в листе ожидания. Маловероятно, конечно, что кто-то откажется от участия в Играх, но не исключено.

Что касается хоккея, то с каждым годом уровень конкуренции на чемпионатах мира возрастает. Всё больше североамериканских игроков оседает в странах Европы. Понимая это, и национальная федерация делала всё возможное, чтобы команда подошла к отборочному турниру в оптимальной форме и сами ребята старались, выкладывались в каждой игре. К сожалению, в решающей встрече со словенцами потерпели обидное поражение, уступив в серии послематчевых буллитов. Соответствующие выводы на заседании коллегии Минспорта и исполкома федерации хоккея уже сделаны, и Глава государства дал жёсткую оценку. Конечно, болельщикам хотелось увидеть команду на олимпийском турнире, но увы… Будем надеяться, эта неудача послужит дополнительной мотивацией и в следующий раз сборная постарается напрямую отобраться на Игры.

В Пхенчхан через Абу-Даби

— Помнится, в Сочи, где соревнования прошли на похожей высоте – порядка 900 м над уровнем моря, наши биатлонисты жили внизу – в санатории «Беларусь». Сейчас просьб об альтернативном размещении ни от кого не поступало?

— Нет, все команды будут жить в Олимпийской деревне. По предварительной информации, условия там хорошие. И для всех – равные. Правда, мы формируем дополнительный список обслуживающего персонала из числа массажистов, врачей, сервисменов, которые будут участвовать в подготовке биатлонистов. Так вот для них  совместно с НОК прорабатываем вариант размещения вне Олимпийской деревни. Там есть некоторые нюансы, в том числе по количеству этой группы. Всё будет зависеть от точного числа завоёванных белорусами лицензий. Но, думаю, уже после первых этапов Кубка мира ситуация начнёт проясняться.

— Насколько проработан перелёт в столицу Игр-2018 и определён ли перевозчик белорусской делегации?

— Да, Национальный олимпийский комитет объявил конкурс, по итогам которого заключён соответствующий договор с компанией Etihad Airways. Вообще рассматривалось два варианта перелёта: через Москву и Абу-Даби. Поскольку путь предстоит неблизкий, прежде всего учитывалось время пребывания в воздухе и между стыковками. По общему мнению, наиболее оптимальным признано предложение Etihad Airways. Дорога до Абу-Даби займёт около пяти часов, оттуда ещё порядка семи и пересадка – не больше двух. Основные группы отправятся в Пхенчхан 1-2 февраля. Первыми же улетят фристайлисты – 27 января, у которых в Корее запланирован подводящий сбор, далее – все остальные по графику. При его составлении, разумеется, учитывались особенности акклиматизации к тамошним часовому и климатическому поясам. Специалисты РНПЦ спорта подготовили методичку по адаптации к условиям проведения зимних Олимпийских игр в Пхенчхане с подробными рекомендациями. Да и в прошлом году те же лыжные акробаты, биатлонисты, лыжники, конькобежцы выезжали на тестовые соревнования в Корею и прочувствовали их на себе. И, к примеру, последние, поскольку удачно выступили на планетарном чемпионате на олимпийском катке, примерно так же будут действовать.

Что касается доставки грузов – спортивного, медицинского и оборудования для оснащения штаба, то его перевозчик ещё не определён, но, думаю, на следующей неделе и он станет известен.

Важно, чтобы и костюмчик сидел

— Не так давно была презентована гражданско-парадная форма для белорусских олимпийцев. Но в комплекте не оказалось верхней одежды и зимней обуви…

— Как вы знаете, Глава государства одобрил коллекцию  Людмилы Лабковой, которую она разработала  совместно с концерном «Беллегпром». В специальном конкурсе участвовала также дизайн-студия Юлии Латушкиной вместе со швейным ателье при Главном хозяйственном управлении Управделами Президента. Эта форма одежды предназначена для участия в таких официальных церемониях, как торжественные проводы делегации, приёмы и чествования, пресс-конференции. А на церемонии открытия и закрытия Игр белорусская команда пойдёт в спортивной экипировке, на изготовление которой НОК заключил контракт с литовской фирмой «Аудимас». Её комплект включает и тёплую одежду, так что никто не замёрзнет. И она, кстати, изготавливается в тех же тонах и отлично сочетается с гражданско-парадной формой. Я хотел бы отметить ещё один немаловажный момент: Глава государства дал поручение отшить всю экипировку в массовом порядке, чтобы любой болельщик имел возможность её приобрести.

— Как обстоят дела с инвентарём и «боевой» экипировкой, которые важно заранее опробовать?

— Планом материально-технического обеспечения Минспорта все потребности национальных команд учтены, и всё необходимое, за исключением некоторых нюансов, уже  приобретено. Я бы хотел отметить активную позицию в этом вопросе национальных федераций, вместе с которыми удалось удовлетворить поступившие заявки. Их руководители, кстати, заслушивались на недавнем заседании Республиканского оргкомитета по подготовке к зимним Играм, которое проводил вице-премьер Василий Иванович Жарко. И никаких  замечаний или претензий, касающихся материально-технического обеспечения, никем высказано не было. Да и каких-либо других тоже. То есть совместными усилиями с НОКом, федерациями, регионами мы решаем  все возникающие проблемы.

Что держит интригу

— В Сочи белорусы подняли планку на невиданную высоту – завоевали шесть наград, или столько же, сколько на всех  предшествующих зимних Играх, вместе взятых. А какая задача перед ними ставится сейчас?

— Олимпиада в Сочи – это, безусловно, очень яркая страница в истории белорусского спорта. Повторить её будет непросто, хотя стремиться к этому будем.  Рассмотрев текущую ситуацию в каждом виде, потенциал имеющихся спортсменов, федерации взяли на себя определённые обязательства. Уже по традиции главные надежды мы связываем с представителями биатлона и фристайла, где у нас есть спортсмены мирового уровня. У стреляющих лыжников это, безусловно, Дарья Домрачева и Надежда Скардино, в лыжной акробатике – Антон Кушнир, Алла Цупер, Максим Густик, а также заметно прибавившие Станислав Гладченко, Александра Романовская, Анна Гуськова. Отрадно, что и у конькобежцев  наблюдается  положительная динамика результатов. На последнем чемпионате мира на отдельных дистанциях в теперь уже олимпийской дисциплине – масстарте — Виталий Михайлов остановился в шаге от пьедестала, а Марина Зуева была шестой, что также вселяет надежду или, скажем так, держит интригу.

Шапкозакидательское настроение здесь неприемлемо. Мы прекрасно понимаем, что Олимпиада – это особые соревнования: кто сможет в конкретный день и час справиться с волнением и выдать максимум, тот и поднимется на пьедестал.

В лыжных гонках в Сочи высокий результат показал Сергей Долидович. Надеемся, и в Пхенчхане он, по крайней мере, за восьмёрку поборется. В межсезонье у него было некоторое недопонимание с федерацией лыжных гонок, но в итоге был найден компромисс. Сергею оказывается всяческая поддержка со стороны РЦОП,  национальной команды и той же федерации. Решены все его вопросы, связанные с календарём,  обеспечением инвентарём и экипировкой и заработной платой. Это уникальный спортсмен, желание и рвение которого может служить примером для молодёжи. В настоящий момент он находится на учебно-тренировочном сборе в финском Вуокатти, где готовится к предстоящим отборочным стартам.

В других видах наши амбиции поскромнее, но и их представители нацеливаются показать свой максимум. Главное, чтобы по окончании соревнований и спортсмены, и тренеры  могли с чистой совестью сказать: сделали всё, что могли. А вообще я верю в позитивный исход. У нас всё  для этого есть. И свои медали мы возьмём.

Пройди допинг-контроль, а затем – в самолёт

— Что делается для того, чтобы в Корее избежать проблем с допингом?

— Мы очень серьёзно относимся к этим вопросам, считая применение запрещённых препаратов недопустимым. Поэтому со всеми спортсменами проводим большую разъяснительную работу. Кроме того, в течение сезона они неоднократно проходят допинг-контроль, ведь почти все лидеры сборных  входят в международный пул тестирования Всемирного антидопингового агентства (WADA), другие спортсмены – в пул НАДА. Согласно разработанной программе,  перед отправкой  в Пхенчхан все без исключения олимпийцы пройдут соответствующую проверку. Пользуясь случаем, могу сообщить, что на общее обсуждение уже был вынесен проект Декрета о борьбе с допингом, предусматривающий в том числе и уголовную ответственность за склонение малолетних к допингу. Кроме того, в работе с врачами особое внимание уделяется тому, чтобы исключить нелепые случаи попадания в организм запрещённых препаратов.

— В последнее время в печати стали всё чаще мелькать заголовки типа «За Олимпиаду страшно». Вас не пугают ракетные запуски и ядерные эксперименты в соседней Северной Корее?

— Судя по прессе, все страны на них реагируют по-разному. Кто-то абсолютно спокоен. А, к примеру, Франция не исключает отказ от поездки на Олимпиаду. Я бы не стал драматизировать ситуацию. Мне кажется, в итоге здравый смысл возобладает. Ведь и президент Южной Кореи выступил с предложением к КНДР объединить команды на церемонии открытия. И вопрос о перемирии на время Олимпиады будет рассматриваться на сессии ООН. Безусловно, безопасность участников Игр – важнейший момент. И мы предпримем все меры, чтобы она была обеспечена всем членам делегации.

— Александр Иванович, вы впервые отправитесь на Олимпиаду в роли шефа белорусской  миссии. В связи с этим волнение чувствуете?

— Действительно, и круг обязанностей, и ответственность большая. Поэтому переживания есть и будут. Вместе с тем у меня очень опытный заместитель – Василий Юрчик, прошедший не одну Олимпиаду. Да и я сам на Играх в Рио, куда выезжал в качестве директора РЦОП, видел, как строится работа штаба. Сегодня все мои мысли заняты подготовкой к стартам. Очень важно продумать всё до мелочей, ничего не упустить. Переживаю за то, чтобы для земляков удачно сложились отборочные турниры, чтобы они избежали травм и болезней. Непосредственно в Пхенчхане, конечно, буду волноваться за выступление всех наших спортсменов. И им самим в большинстве своём, и тренерам опыта, в том числе медального, не занимать. Остаётся пожелать удачи, чтобы она всегда была с нами.

Елена Данильченко, "Спортивная панорама"

Поделиться: