27 ноября 2017
Специальный корреспондент “СП” передает из Эстерсунда

То, чего так долго ждали большинство болельщиков, то есть «большевики», — свершилось! Олимпийский сезон в биатлоне уже по-настоящему с нами! В минувшее воскресенье в шведском городке Эстерсунд состоялись первые гонки Кубка мира, принёсшие как маленькие (пока маленькие) стартовые радости, так и премьерные огорчения.

Дарья ДОМРАЧЕВА: Никто ведь и не говорил, что будет просто. Фото: biathlon.by


Без них, огорчений, конечно, можно было легко обойтись, но, как заметила после финиша своего этапа в классической смешанной эстафете Дарья Домрачева, ничего ни в спорте, ни в жизни не бывает «просто и легко». Сказанному трёхкратной олимпийской чемпионкой призываем верить. Это мудрость не новая, но постоянно нуждающаяся в обновлении и напоминаниях.

А то ведь мы горазды спешить и требовать, имея дефицит терпения, чем частенько вредим тем, кого любим. Поэтому – не горячимся, хотя в двух одиннадцатых местах белорусских смешанных команд в Эстерсунде глобально нет ничего хорошего. Но, признав сей факт, не станем посыпать голову пеплом, которого, ещё, кстати, и быть не может! Ничего ведь не сгорело, не сотлело. Банально не могло успеть сгореть и сотлеть. Только ведь поднят занавес! И пока не проведено ни одной личной гонки. Ближайшая, дебютная, состоится лишь послезавтра, когда дамы выйдут на старт «пятнашки»!

А что касается микст-эстафет, то одиннадцатые места – это «барабанные палочки», говоря языком лотошников. И вот увидите: найдётся и барабан, в который мы будем бить, приветствуя, куда более оптимистические результаты белорусов. Ведь ощущения при общей неудовлетворённости отнюдь не грешат безнадёжностью. Напротив! Причём это касается даже парней, которые, если не видеть подтекстов ситуации, пока крайне незадачливы.

Василий Большаков: С желанием «шашки наголо»

Беседа со старшим тренером мужской команды Василием БОЛЬШАКОВЫМ состоялась ещё в пятницу, когда до старта эстафет оставалось ещё двое полноценных суток. Поэтому, когда в воскресенье вначале в сингл-миксте намазал дебютант Кубка мира Смольский, а затем той же неверной снайперской дорожкой пошли в «смешанной классике» Бочарников и Чепелин, появилась проблема: как отнестись к интервью?

Надо ли его перерабатывать и переосмысливать, исходя из результатов, либо оставить «недвижимым имуществом», позволяющим понять, какими надеждами живёт белорусская мужская сборная? Последнее показалось более правильным ходом, ибо раскисать после первых неудач – не по-мужски. А настроение у белорусов боевое, что видно из интервью Большакова, которого пришлось отвлечь от аналитической работы ради общения с прессой.

И несмотря на то, что такие предстартовые дни характерны как напряжением, так и занятостью, а журналистское «приглашение на танец» могло быть парировано репликой, которую Михаил Булгаков в своей пьесе отдал Александру Пушкину: «И без тебя голова кругом идёт!», разговор состоялся. И в том объёме, как хотелось журналисту.

Василий БОЛЬШАКОВ (на фото – справа) и Альфред ЭДЕР наблюдают за гонкой. Фото: biathlon.by


— Прежде всего, эмоциональная тема: с каким настроением приехали в Эстерсунд?

— Есть желание выступить в режиме «шашки наголо». В открытую. Потому как после спринта на Открытом Кубке Норвегии в Шушене, где у ребят были далёкие места, разумеется, довольных не было и позитив не фонтанировал. И мы – тренеры и спортсмены — понимаем, почему произошло то, что произошло. Выступали под нагрузкой, не уменьшая перед гонкой объём работ, что призван заложить качественный фундамент на весь сезон. Вся подготовка нами выстраивалась исходя из олимпийской проблематики. Команда должна выйти на максимум готовности к февралю и стартам в Южной Корее. Тем не менее, разумеется, психологический дискомфорт от пробы пера в Шушене появился.

— Как ни успокаивай себя, но внутреннее давление есть?

— Разумеется. Выходя на каждый старт, ребята хотят выиграть или как минимум выступить как можно лучше. Поэтому и сказал о режиме «шашки наголо» в Эстерсунде, хоть логика и стратегия олимпийского сезона в этом случае несколько ущемляются. Но спортсменам надо обрести устойчивую почву под ногами, проникнуться верой. И, напротив, дискомфорт не должен прогрессировать, зарождая сомнения.

— При этом не только белорусы в Шушене оказались в тени.

— Да, правильно. Норвежцы в домашних условиях были хороши, а те же россияне – Шипулин и Волков, которые делали схожее с нами межсезонье с упором на силовую работу, также не вышли в первачи. Но, повторю, нашей команде требуется позитив, и постараемся его заслужить уже в Эстерсунде. Благо все здоровы, все нормально перенесли нагрузку. Будем бороться, ибо всё говорит в пользу следующего мнения: парни должны постепенно набирать форму.

— Результаты спринта в Шушене, где лучшим из наших был, например, готовившийся в группе Анатолия Полякова – Абашев, не повлияли на состав, который приехал в Эстерсунд…

— Но ведь мы никогда даже не заикались о том, что мужчины в Шушене будут бежать какой-нибудь контрольный или отборочный старт! И эти позиции согласованы, они были определены в мае месяце. Как и критерии отбора, которые вступят в силу после первых этапов Кубков мира и ИБУ.

— И ничего необычного в этом нет: норвежец Бьёнтегор, выигравший в Шушене, в Эстерсунд не приехал…

— Правильно. Если заранее договорились на берегу, то, выйдя в море, решения не подвергают ревизиям.

— Каковы нынешние реалии Эстерсунда?

— Всё в полном порядке. Правда, как обычно, погода шалит: то снег, то дождь, то подморозило. Но мы работает так, как было персонально прописано каждому. Например, в пятницу несколько ребят сделали лыжную тренировку, у других – кросс, тренажёрный зал. Да и трасса – отличная: жёсткая, укатанная.

— Поделитесь мотивациями, исходя из которых определяли участников двух воскресных смешанных эстафет?

— Опыт Бочарникова и Чепелина для классического микста. Растекаться мыслью по древу нет никакой нужды. Если у женщин сильнейшие – Домрачева и Скардино, то и мы должны соответствовать. Что же касается «сингла», то соображения таковы. Старшим ребятам, а также Елётнову и Воробью дадим пробежать индивидуальную гонку. Смольскому же «двадцатка» пока не совсем показана, и, кроме того, он по своим современным характеристикам, например быстрая стрельба, распложен к коротким гонкам. Сингл-эстафета с её возможностью короткого отдыха — то, что нужно. А что касается спринта, то с заявкой определимся уже после «двадцатки» четверга.

— Возьмётесь по десятибалльной системе подвести итоги межсезонья?

— Если применим дифференциацию. По организации – крепкая «восьмёрка» с претензией на ещё более высокий балл. Все сборы проведены – качественно, без сбоев и срывов. Погода также благоволила. Допустим, в Ханты-Мансийске. Прилетели в тот день, когда хозяева подготовили первые 500 метров трассы. А затем она, трасса, ежедневно удлинялась, позволяя нам в полном объёме решать тренировочные задания. То есть никаких проблем с пресловутым «первым снегом» не было.

— Состояние здоровья?

— Важный нюанс. К сожалению, в августе жертвою неожиданного для этого месяца в Беларуси вируса стали наши ребята. Бочарникова зацепило по-настоящему. К чемпионату мира по летнему биатлону в Чайковском ребята после плодотворного сбора в Сочи хорошо были готовы функционально. Но Сергей неважно себя почувствовал и свалился, чтобы в сентябре тренироваться в неполную силу.

— Система подготовки?

— Намеченная программа, предложенная Николаем Лопуховым, нами реализована.

— Работая с российскими лыжниками и биатлонистами, мэтр неоднократно применял стратегию, предполагающую индивидуальные паузы в январском соревновательном графике…

— Поживём – увидим. Пока нами определена, во-первых, необходимость работать всей командой по единому плану. Во-вторых, всем парням нужна соревновательная практика, от которой и будем танцевать, как от печки.

… Так завершился этот разговор. Резюме: хоть первые «соревновательные па» заставили белорусов споткнуться, пусть продолжают! Вспомните, как каждый из нас учился вальсу? Разве дела мигом шли на лад?

Дела житейские, хотя и драматичные

Увы, первая «производственная травма» в белорусской сборной уже случилась, причём ещё не в Эстерсунде. Альфреда Эдера подвела под монастырь одна из его собственных лыжных тренировок в Австрии.

— Понимаешь, — вздохнув, рассказал наставник. – Ехал-ехал, катил-катил – и…

В немецком языке тоже есть свои идиомы для «обозначения» таких происшествий… Дальше всё, как в незабвенной комедии Леонида Гайдая «Бриллиантовая рука»: «Поскользнулся, упал, закрытый перелом, потерял сознание, очнулся – гипс». Только Эдера подвела не арбузная корка, как Семёна Семёновича Горбункова в исполнении Юрия Никулина.

Впрочем, герр Альфред стоик. О себе много не распространялся, зато сочувственно отнёсся к журналистскому порезанному пальцу, с удовольствием выслушав историю о забрызганном белорусской кровью магазине мужской одежды, острый прилавок которого и привёл к порезу мизинца в «чёрную пятницу».

Что касается Свободы, то он внимал обмену жалобами с грустной улыбкой и не без горечи. Может, потому, что именно ему приходится избавлять коллегу от переноски профессиональных грузов – тренерской «трубы», рюкзака, запасных винтовок, планшетов. Это, конечно, шутка, а вот в классическом призыве «Береги руку, Альфи!» нет ничего ёрнического.

Тем более что его сломанная рука — в гипсе, и журналистский порезанный мизинец – в пластыре — наглядные травматические коллизии. А вот отсутствующим в Эстерсунде по причинам болезней Коукаловой, Старых и Дальмайер приходится верить на слово, что получается не у всех. Вполне объяснимо. Кто-то не верит всем скопом, другие хранят верность своим национальным интересам, в духе цитаты из Григория Горина: «Бывает время, сэр, когда и диагноз донос». Предолимпийские месяцы – именно такое время.

Но очередная хворь немки Дальмайер уже воспринимается в качестве анекдота. Ведь доминатор предыдущего сезона всю свою карьеру либо болеет, либо побеждает. Промежуточных состояний у Лауры в последние годы не фиксируется. Причём после каждой болезни она только становится лучше – быстрее, злее, агрессивнее и удачливее.

Правда, в предыдущем сезоне Лаура вроде как отказалась от практики часто болеть. Но, видимо, Олимпиада потребовала «новых бюллетеней». По крайней мере, немка распространила заявление, что пропускает гонки Эстерсунда – простуда. Вместо биатлона – покой и чай с имбирем. Но вот увидите, что на втором этапе в австрийском Хохфильцене больная Дальмайер опять будет доминировать над всеми здоровыми, вызывая зависть своими «простудами».

КУБОК МИРА ЭСТЕРСУНД (Швеция)

26.11. Смешанные эстафеты. Сингл-микст. 1. Австрия (Л.Т.Хаузер, С.Эдер) – 36.17,0 (0 штрафных кругов; 2 дополнительных патрона). 2. Германия (В.Хинц, Э.Лессер) – отставание 16,5 (0; 9). 3. Казахстан (Г.Вишневская, М.Браун) – 32,7 (0-5)… 11. БЕЛАРУСЬ (И.Кривко, А.Смольский) – 2.08,10 (0;10).

Первое воскресенье шведского этапа началось с запоздавшего, ибо очень тусклого и невразумительного рассвета, чьей главной особенностью был лёгкий снежок. Он просыпался, и на стадионе о нём можно было быстро забыть. В отличие от тротуаров в городе, которые, спрятав ледяные капканы, стали очень опасными для любого пешехода. Температура — один-два градуса ниже нуля — тоже способствовала эффективности таких ловушек…

Но жизнь на стадионе текла своим рабочим чередом. Ещё до сингл-микста состоялась тренировка для спортсменов, не заявленных в смешанные эстафеты. Причём белорусское женское трио — Ильченко, Писарева и Юркевич — отработало в режиме тестового старта. Дистанция 6 км, на кругах эстафеты, с двумя рубежами по правилам спринта. Лучшей стала Писарева с одним штрафным кругом, второй — Юркевич с «нулём», третьей — Ильченко с «пятью»…

…Ирина Кривко оказалась первой из всех отечественных биатлонистов, взявших старт в олимпийский сезон, но после финиша сингл-микста она выглядела далеко не праздничной. Скорее очень расстроенной. Всё из-за первой «лёжки», на которой белоруска не подружилась с ветром, что и привело к двум промахам.

— Сделала поправку, но ветер опять поменялся, и пришлось вновь экстренно реагировать. Ветер не сильный, но разнонаправленный. Требуется постоянно быть начеку.

Но эти снайперские неудачи оказались у Ирины единственными, да и в лыжном ходе она смотрелась весьма достойно, похвалив работу сервисменов. Однако Кривко явно не полюбилась придумка ИБУ, стремящегося расширять соревновательную программу. «Суета сует, да и только! Совсем не поняла, что произошло. Не моя гонка, совсем не моя!» — вот её откровенная констатация.

Впрочем, во-первых, Ирине не стоит заниматься самоедством, а во-вторых, её настроение было бы точно лучше, сложись выступление у напарника Смольского. Но дебютант Кубка мира, к сожалению, не реализовал совет Альфреда Эдера, как добиваться успеха в сингл-миксте: «Стрелять быстро и точно!». Антон промазал восемь раз.

Тем не менее австрийский тренер белорусских дам торжествовал, радуясь виктории австрийского тандема во главе с его сыном Симоном. Немцы тоже были счастливы, да так, что Эрик Лессер забыл в пресс-центре винтовку, за которой бегом явился спустя полчаса после общения с журналистами. И, конечно, представители Казахстана. Вишневская и Браун бились отчаянно! И, видимо, это оказалось оценено спортивными богами. На последнем круге швед и украинец упали, а Мартен Фуркад не настиг Брауна. Сенсация.

Классическая смешанная эстафета (женщины – 2х6 км, мужчины – 2х7,5 км). 1. Норвегия (И.Л.Тандревольд, Т.Экхофф, Й.Бё, Э.Х.Свендсен) – 1:11.31,7 (0; 13). 2. Италия (Л.Витоцци, Д.Вирер, Д.Винидиш, Л.Хофер) – 5,3 (1; 6). 3. Германия (Ф.Пройсс, М.Хаммершмидт, Б.Долль, А.Пайффер) – 6,4 (0; 10)… 11. БЕЛАРУСЬ (Н.Скардино, Д.Домрачева, С.Бочарников, В.Чепелин) – 2.40,9 (2;11).

ЗАЧЁТ КУБКА МИРА В СМЕШАННЫХ ЭСТАФЕТАХ. 1. Германия – 102. 2. Норвегия – 92. 3. Италия – 90… 10. БЕЛАРУСЬ – 60. Кубок наций (и у женщин, и у мужчин). 1. Германия – 375. 2. Италия – 330. 3. Норвегия – 325… 10. БЕЛАРУСЬ – 210.

Итак, если мы договорились не педалировать тему мужских неудач «смешанной классики», то так тому и быть. Что же касается дам, то Скардино выступила очень здорово. Если бы не «убегающий» промах при заключительном выстреле на «стойке» — эпитет был бы ещё более выспренним.

Надежда отлично сражалась на трассе, заслужив оперативных комплиментов от Эдера, которые австриец щедро раздавал уже и в понедельник (читайте следующие репортажи из Эстерсунда!). Всё заслуженно и объективно.

Надежда СКАРДИНО: опять привыкаю к ложе винтовки

— Опыт – опытом, контрольные старты – контрольными стартами, а волнение присутствовало. В первую очередь за стрельбу. И не надо удивляться. Во-первых, мой биатлон отталкивается от работы на огневых рубежах, а во-вторых, у меня ведь с октября опять новое ложе винтовки. Процесс привыкания в самом разгаре. Поэтому волновалась, а сейчас в целом довольна тем, как удалось отработать на огневых рубежах.

— Но без промаха на «стойке» дело не обошлось.

— Последний выстрел… Классическая ситуация некой торопливости. Более того, мне показалось, что я закрыла мишень. Была готова убежать на трассу. Пришлось остановиться, сосредоточиться. Конечно, время потеряно.

— Зато вы всё блестяще компенсировали на последнем круге. Да и вообще ваш лыжный ход оставил самое приятное впечатление.

— Да, получалось атаковать соперниц. Лыжи отлично держали в подъёмах и выкатывали на спусках.

— На одном из них вы даже выпрямились.

— Это второй круг. После спуска на стадион. Но там была ситуация тактических игр. Раньше в женских стартах они случались нечасто, но ныне – пошла мода. Никто не хотел выходить вперёд, каждый пропускал друг друга.

— Надежда, предстартовый ажиотаж успешно сбит?

— Думаю, да. Сейчас гонки пойдут чередой, и психологически должно стать легче.

Дарья Домрачева держит удар

Что же касается Дарьи Домрачевой, то её этап опять оставил чувство недосказанности, а точнее, невысказанности. Как и неделю назад в контрольном спринте Шушена. Очень быстрое, хорошее начало, но затем несомненные проблемы с лыжным ходом, которые, разумеется, отразились и на стрельбе. Как на времени нахождения на огневом рубеже, так и на точности. Два дополнительных патрона – это не страх, но потеря времени.

Да и финишная реакция Дарьи – очень расстроилась — была показательной. Всё говорило о том, что качество скольжения лыж, которые для неё готовил немецкий специалист Данило Мюллер, было гораздо худшим, чем у Скардино, за которую несли ответственность отечественные специалисты.

Но Домрачева, во-первых, показала мастерство профессионального спортсмена, умеющего держать удар. Во-вторых, Дарья не просто согласилась общаться с прессой, но фактически ничем не показала, как была огорчена десять-пятнадцать минут раньше. Никаких жалоб и публичной критики. Достойно уважения. И самая, скорее всего, перспективная позиция на будущее. Дарья обязательно в следующих гонках сможет показать всё, на что она способна на старте олимпийского сезона.

— Привыкла ставить перед собой максимальные задачи, и, значит вынуждена признать: сегодня могла выступить и лучше. Однако не собираюсь ничего драматизировать и готова сказать фразу про «первый старт олимпийского сезона», имеющий свою специфику. Это – объективно, пусть и несколько банально. Никто ведь и не говорил, что будет просто. В профессиональном спорте вообще очень мало «простоты», зато много нюансов. Каждый старт – своя отдельная история.

— Как оцените своё текущее состояние?

— Я им довольна. Надеюсь прогрессировать, имея объективную мотивацию.

— Стрельба?

— Складывалась непросто. Два промаха говорят сами за себя. В духе очевидной констатации признаю, что их лучше было не допускать. Сказалось и волнение, и стремление поддержать команду в эстафетной борьбе. Иногда, как известно, избыточное желание способно и помешать. Тем не менее никакой катастрофы нет. Нос опускать не намерена. Только дополнительная мотивация на следующие гонки.

— У вас новые лыжи…

— С ними ещё предстоит много работать…

— Два дня паузы между гонками…

— Базовые объёмы освоены. В соревновательном режиме надо обрести баланс между эмоциями и собственным физическим, функциональным состоянием.

— Новые лыжи, новая гоночная форма белорусской сборной. А вот перчатки прежние…

— Так сложилось. Но вы правы (разглядывает свои гонщицкие перчатки). Но никакого суеверия в этом нет.

— У вас не было желания заявиться на сингл-микст?

— Нет. Мне нравится классический вариант смешанной эстафеты, в которой больше чувствую командную борьбу и сопричастность, заряженность общими интересами. Другое дело, что мы не роботы. Волнение присутствует, и оно вряд ли куда-то исчезнет на протяжении всего сезона. Однако первый пыл уже сбит. Пар выпущен. Нормальный процесс.

— У вашей мамы сегодня день рождения…

— Я её поздравила по телефону, высказав все свои пожелания. Но не упущу и новой возможности. Мамочка, хочу радовать тебя каждый день!

— Вы и сама мама, причём работающая.

— В организации сборов и тренировочного процесса нам всегда идёт на помощь белорусская сборная. Что же касается нашей мини-команды, то няня – её незаменимый член. Она заботится о нашей малышке, когда мы с Оле бегаем на лыжах и стреляем по мишеням.

— Супруг вам что-либо советовал?

— Ну, какие советы?! У обоих накоплен значительный опыт. А говорить под руку – зачем?! Пошутить, подбодрить, разрядить обстановку – намного резоннее.

Руслан Васильев,"Спортивная панорама"

Поделиться: