Пока мужская сборная Беларуси продолжает трудиться на российской олимпийской базе «Лаура», что принимала биатлонистов на Играх-2014 в Сочи, женская команда вновь тренируется в родных Раубичах. Правда, на сей раз подопечные Фёдора Свободы и Альфреда Эдера здесь надолго не задержатся: в середине недели состоится переезд в среднегорье – австрийский Обертиллиах. Это, разумеется, касается работающих единой группой Надежды Скардино, Надежды Писаревой, Ирины Кривко и Анны Солы.
А вот Дарья Домрачева перед тем, как приступить к сбору в немецком Оберхофе с его лыжным тоннелем (туда, напомним, в третьей декаде августа наведаются и остальные наши стреляющие лыжницы), побывает дома. Впрочем, сегодня, как ни удивительно, информационные потоки неожиданно переключились на другую Дарью – тёзку Домрачевой по фамилии Блашко. К сожалению, причины такой редкой в наших палестинах метаморфозы не имеют в своей подоплёке ничего позитивного – сплошной негатив.
Необычная «игра»
Дело в том, что личный наставник биатлонистки Владимир Махлаев затеял «игру», смысл которой не так-то просто установить. То ли этот тренер на самом деле пытается пристроить свою воспитанницу в украинской команде, то ли это такая «изысканная» форма шантажа белорусского спорта. С целью выбить для себя финансирование и продлить бесконтрольной режим пресловутой «подготовки на перспективу», хотя в этой перспективе уже сомневаются даже доброжелатели Блашко. По крайней мере до тех пор, пока она находится под стопроцентным влиянием этого наставника, отказывается слушать кого-либо ещё, игнорирует любое альтернативное мнение, как ересь.
Ситуация умышленно раздуваемого Махлаевым скандала столь очевидна, что самое правильное было бы уделить ему как можно меньше внимания. Но операция «Хочу уйти!» осуществляется с хорошим иезуитским подтекстом, и тут хочешь не хочешь, а надо реагировать. Делать нечего. Как минимум на площадке публичной дискуссии. Уж очень умело раздул костёр интриги опытный мастер. В чём в чём, а в этом сегодня Махлаеву вряд ли кто-нибудь откажет.
Ситуация ведь возникла не сегодня и даже не вчера. И ваш покорный слуга был в курсе того, что ещё по ходу прошлого сезона болгары не скрывали даже от прессы следующих околоспортивных подробностей: дескать, идёт активное зондирование почвы на предмет гипотетического переезда одной белоруски в эту балканскую страну. Причём эти «телодвижения» начались вроде бы ещё при Валерии Польховском, который хоть и недолго рулил нашей сборной летом-2016, но искренне удивлялся ситуации с Блашко и собирался разрушить идиллию «папочка с дочкой», призвав Дарью к централизованной подготовке.
Другое дело, что Блашко и Махлаев именно сейчас «исчезли с белорусских радаров», не отвечая на звонки, но дразня общественное сознание фотографиями «украинской направленности». На них спортсменка позирует в маечке «жёлто-голубого» цвета с символикой наших южных соседей… Словно крича: «Эй вы там, в Беларуси! Смотрите! Я уже не с вами! Я уже здесь и примеряю обновки. И если не поторопитесь дать мне всё, что хочет мой тренер, – потеряете навек!»
Но это ещё вилами по воде писано. Ведь, поверьте, в украинском биатлоне работают очень здравомыслящие люди, прекрасно понимающие, что одного желания спортсменки и тренера мало. Надо согласие белорусской федерации. А в таких ситуациях обычно никто не дразнит гусей «выбросами» столь провокационных снимков.
Поэтому можно смело предположить, что, фотосессия, во-первых, инициатива дуэта Махлаев/Блашко, призванная разбередить белорусских болельщиков, а в идеале и белорусские власти, чтобы они своей гражданской позицией оказали давление на федерацию биатлона. То есть ещё один элемент шантажа.
Во-вторых, подоплёка фотографий может быть следующей. Блашко, конечно, находится сейчас рядом с украинской сборной, но форму выдали Марии Панфиловой, которую мы официально отпустили обратно под украинскую спортивную юрисдикцию. Кстати, этот шаг – вне критики. У Марии в Беларуси совсем ничего не получилось, но раз она хочет пробовать ещё раз войти в украинскую реку – зелёный свет. Очень честное, порядочное решение.
Но, возвращаясь к Блашко, как вам такое предположение: она могла просто примерить маечку Марии. Осознанно, с преследованием конкретной цели, но просто примерить. Дарья ведь вообще находится на примерке. Более того, для неё вся карьера в биатлоне протекает в философии «накануне старта». Она всё примеряется, примеряется, но непонятно к чему и как. И та и другая неясность – очень плохие симптомы.
Не сотвори кумира
Повторю основной тезис: на самом деле герои данного материала не заслуживают того, чтобы их жизненные и спортивные коллизии обсуждались столь широко и подробно. Это как метать бисер перед свиньями. И только необходимость соответствовать веку постмодернизма заставляет вступать в войну «информационных потоков». Иначе нелепая история начнёт легитимироваться, что вовсе окажется горько, хотя и смешно.
Итак, Владимир Махлаев – известный белорусский наставник, работавший с национальной командой нашей страны в 90-х годах. С заслугами. С признанием. С личным учеником Вадимом Сашуриным. Сегодня не будем расставлять никаких акцентов в его карьере, хотя её можно комментировать минимум двояко. Побочной информации очень много.
Однако просто отметим, что Махлаев также трудился и за границей – в Украине и Болгарии, о чём нетрудно, наверное, уже догадаться. Потом ушёл в тень. В глубокую. Чтобы вновь заставить о себе вспомнить по факту взросления Блашко… В общем, есть убеждённость, что для наставника «его Дарья» – последняя, лебединая песня. Как минимум в спорте.
Что же касается самой Блашко, то ей дико повезло… с именем. За что она должна благодарить своих дальновидных родителей. Ибо когда Дарья стала чемпионкой мира среди юниоров на домашнем турнире 2015 года в Раубичах, то началась настоящая экзальтированная истерия в прессе. Как же – вторая Домрачева! И во всех интервью, во всех статьях на-гора шли хвалебные сравнения, впечатлявшие болельщиков параллели. В общем, в процессе «сотвори себе кумира» душу отвели многие СМИ.
Да, что там «многие СМИ»! Сами были с усами и в тельняшке. Я помню одну из нервных планёрок в «Спортивной панораме», на которой старался доказать коллеге и тогдашнему главному редактору Виктору Рябинину, что не надо чрезмерно педалировать тему победы Блашко в общем зачёте юниорского Кубка ИБУ-2016. Ибо любой успех на юниорском уровне может являться следствием форсажа и никак не проецироваться на светлое завтра. Часто даже отвергая вероятность такого светлого завтра.
А уж юниорский Кубок – вовсе ничто, если учесть, с кем соперничала Блашко. С девчонками, младшими на пару лет и ещё не участвовавшими во всех этапах. Тогда как белоруску в том сезоне исправно посылали на все соревнования Международного союза биатлонистов. В общем, планёрка получилась горячей, и всё равно «тема Блашко» пошла на первую полосу, с огромной фотографией и каким-то выспренним заголовком – что-то из серии «Даша – надежда наша».
А ведь тогда уже относительно перспективности Блашко хватало сомневающихся. Да и любой здравомыслящий человек удивлялся «вакханалии в прессе», грубо лепившей «вторую Домрачеву» безо всяких к тому подлинных, объективных оснований. Ибо юниорские победы – это неплохо, но гораздо важнее было бы увидеть потенциал к развитию. А с этим и возникали проблемы. И, значит, надо было умерить пыл. Себе врать негоже, себе про себя надо всё честно говорить. Но куда там!
Махлаеву удалось юлой/спиннером раскрутить свою ученицу, её успехи и самого себя, как единственного опекуна и воспитателя, которому верит «главный талант страны» Дарья-2. Сама Блашко этому доминирующему влиянию наставника поддалась без того сопротивления, которое частенько свойственно «бунтующей молодёжи» в конфликтах «отцов и детей». От их дуэта, в принципе, создавалось странное впечатление: коли кашу в рот не сунешь, будто ребёнку, он и к ложке не потянется. Но Дарью всё устраивало.
А Махлаева устраивало, что им выделялись деньги на индивидуальную подготовку. Конечно, ради этого счастья самостоятельной работы пришлось изрядно побегать по кабинетам, вызывая в высоких собеседниках чувство жалости и одновременно сострадания – «в национальной команде Блашко погибнет – загубят талант нагрузками, и только я знаю, как постепенно сотворить из ней вторую Домрачеву». Но оно того стоило. Финансирование открыли – пошли навстречу.
Махлаеву как человеку, создающему «игру», вообще необходимо отдать должное – мысленно я ему аплодирую и не забываю о тёплых отношениях, что существовали между нами в 90-е годы. Всё так! Но только сейчас в его работе больше пиара, чем реального дела. Но какого пиара! Шикарные интервью, богатые на псевдонаучность. Браво! Его подозревали в форсаже (какими методами – не важно, время прошло, ситуация заиграна) к домашнему чемпионату мира-2015, а он сразу после Раубичей зашёл с козырного туза — «принципа постепенности» и «бережливого отношения к таланту». А ведь этот девиз выдвигался всей федерацией. И как она могла пойти против себя?!
Но всё и всегда определяет ответ на вопрос «Что дальше?» А дальше оказалось, что Блашко так «постепенно» готовилась к взрослому спорту, так никуда не торопилась, что укрепила позиции скептиков, сомневающихся в её истинной даровитости. Два фактически провальных юниорских сезона после победы в Раубичах (Кубок ИБУ выкиньте из головы!). Никакого заметного прогресса. Ни в стрельбе, ни в ходе. Скорее деградация, опять-таки позволявшая говорить о форсаже в прошлом. При этом отказ от централизованной работы, нежелание участвовать в тестах или всякие отговорки, оправдания по факту полученных результатов.
Тема же передачи спортсменки, вышедшей из юниорской сборной, в национальную команду вовсе предавалась анафеме. Но для кого, на что и зачем давать деньги? В чём мотивация создавать особые условия для Блашко и Махлаева?! В возрасте Дарьи поголовное большинство звёзд заявляло о себе во весь голос – вспомните Домрачеву, а Блашко даже к отбору на Игры-2018 относилась спокойно. Дескать, вот к Пекину-2022 – другое дело. Принцип постепенности…
Поэтому ещё год назад Махлаеву пришлось изрядно напрячься, чтобы сохранить свой «суверенный статус». К слову, во многом потому, что его коллеги из главной команды страны отнюдь не настаивали после ухода Польховского на привлечении к тренировкам Блашко, что также свидетельствует о многом. Кстати, и российский специалист, пожалуй, во всём быстро разобрался. Но это уже за глаза. Остановимся и просто констатируем: минул очередной год, причём нерезультативный, с провальными результатами на главных юниорских стартах и безо всяких взрослых проявлений. Тактика же Махлаева не изменилась, но он прекрасно понимал, что на голый крючок клюют в лучшем случае один раз…
Вариант «Б»
Белорусская федерация предложила Блашко очень здравый и, видимо, единственный реальный вариант сотрудничества, после того, как Свобода и Эдер не стали привлекать Дарью к основному составу в межсезонье. Так как девочка выросла и стала барышней, то надо прощаться с «папочкой» и работать в команде «Б». Чьё обеспечение – на зависть. Всё, что надо для подготовки к олимпийскому сезону, – сборы, экипировка, оружие. Главное, было бы желание и понимание, что состав на Пьенчан определится в ноябре-январе – никак не раньше. Доказывай — и будешь на Играх.
Но Блашко предпочла пойти на поводу у наставника и ввязаться в авантюру с шантажом «сбегу в Украину». Это тоже говорит о многом. Ведь в то, что Дарья сможет поехать на Олимпиаду в составе национальной команды южных соседей, совсем не верится – нереальная фантастика. Там конкуренция выше. И, значит, Блашко абсолютно не заинтересована в Играх.
Но что делать сейчас белорусской федерации? Как разрулить конфликт интересов с наименьшими имиджевыми, и не только имиджевыми, потерями? Чтобы никто бурно не реагировал на те же гипотетические успехи Панфиловой на летнем чемпионате мира в Чайковском, которую готовит Махлаев. Потому как их цена, если Мария как-то себя проявит, определится тоже не в августе.
Вариантов три. Первый мне кажется алогичным и неприемлемым – пойти опять навстречу дуэту. Так в ситуации шантажа поступать неразумно. Второй — отпустить Дарью на все четыре стороны, если от неё поступит соответствующее заявление, – и дело с концом, если мы не верим в её таланты. Но это значит подставиться под удар. Федерацию при каждом удобном случае начнут пинать как с «правого», так и с «левого» фланга критики.
Наконец, третий вариант: дисквалифицировать Блашко на два года, как это принято в цивилизованном мире. Но… Не на это ли делается расчёт Махлаевым? Босс украинского биатлона господин Брынзак вполне может позволить себе обеспечить беглянке условия к существованию. Та же не преминёт объявить о завершении карьеры, чем уйдёт из-под зонтика ВАДА… А по мере отбытия дисквалификации надумает вернуться. Конечно, на неё будут коситься, но побежит она быстрее…
Однако, пока нет официального заявления Блашко, это всё умозрительные вероятности. И самое правильное — переубедить её. Как-то даже не верится, что уже взрослый человек целиком и полностью зависит от внешних манипуляций. Кстати, многое было бы иначе, организуй пресс-служба федерации превентивную работу по мере развития тлевшего пару лет противоречия. Но – нет, увы. Значит, пожинайте плоды, попав впросак на ровном месте. Что же касается СМИ, то коллеги должны уяснить: не каждая Дарья дар.
"Спортивная панорама"