Специальный корреспондент «СП» передаёт из Швеции. Безусловно, состоявшуюся в шведском Эстерсунде в рамках первого этапа розыгрыша Кубка мира по биатлону мужскую индивидуальную гонку на 20 км необходимо и выделить, и особенно отметить. Есть повод, да ещё какой! В минувший четверг белорус Владимир Чепелин, как и накануне Дарья Юркевич на «пятнашке», сотворил сенсацию, точнее, спортивное чудо. Ему также покорился пьедестал почёта, пустив лидера нашей сборной на третью ступень.
Но если к женским подиумам мы по-хорошему и обстоятельно привыкли благодаря Дарье по фамилии Домрачева, то мужчины давно-давно не баловали нас призовыми свершениями. Статистики тут же выдали на-гора данные о предыдущих успехах наших мужчин в личных гонках.
Так вот, в предыдущий раз это произошло в феврале 2010 года, в канадском местечке Уистлер. В рамках опять-таки «двадцатки», имевшей, естественно, олимпийский статус, что придало особое значение серебряному достижению замечательного Сергея Новикова. Кроме него, тогда на вторую ступень пьедестала почёта поднялся и Оле Эйнар Бьёрндален.
Занятно, что всеведущие статистики на сей раз запутались, объявив, что если принимать в расчёт гонки Кубка мира, то надо вовсе вспоминать о втором месте в спринте Олега Рыженкова в 2005 году в Ханты-Мансийске. Но это неправильно! Всё потому, что старты биатлонистов в Уистлере ещё входили в зачёт Кубка мира, то есть являлись соревнованиями за этот трофей. Вывод их за пределы произошёл в сезоне-2013/14, что, к слову, и не позволило Дарье Домрачевой годом ранее, чем это случилось в действительности, стать обладательницей БХГ.
Однако это несущественные детали, тогда как имеются гораздо более горячие факты и совпадения. Начнём с того, что Рыженков, Новиков и Чепелин — это гордость Могилёвщины! Однозначно земляки. Причём, что касается Рыженкова и Чепелина, их малая родина, деревня Веремейки, достойна того, чтобы считаться если не Меккой отечественного биатлона, то кузницей замечательных кадров. Более того, биатлонист Чепелин начал прогрессировать тогда, когда мужскую сборную тренировал именно Олег Владимирович, о чём ни в коем случае нельзя забывать.
И, наконец, ода индивидуальной гонке, на которую покушаются телевизионщики, не заботящиеся о смыслах и традициях, а преследующие лишь свои конъюнктурные выводы. Именно женская «пятнашка» и мужская «двадцатка» — классика биатлона, подчёркивающая, как важно быть не только быстрым, но и точным. А уж наветы о «малом интересе» оба старта в Эстерсунде развеяли, как дурман, завладевший телевизионными мозгами. Тем не менее индивидуальные гонки — редкий гость в календаре, погрязшем в спринтах и преследовании: ещё один старт в рамках КМ, плюс чемпионат мира-2016 в австрийском Хохфильцене.
А жаль! Новиков взял «серебро» на «двадцатке». Чепелин — открыл счёт своим пьедесталам на «двадцатке». А знаете, какой был первый медальный успех белорусов на чемпионатах мира? Конечно, на «двадцатке»! «Бронза» Рыженкова на чемпионате мира-95 в Антхольце. При том что Олег Владимирович всегда считался спринтером. В общем, всё, как и у Чепелина. Да здравствуют Веремейки!
КУБОК МИРА
ЭСТЕРСУНД (Швеция)
1.12. МУЖЧИНЫ. Индивидуальная гонка. 20 км. 1. М.Фуркад (Франция) — 51.33,8 (0-2-0-0). 2. Й.Бё (Норвегия) — отставание 29,5 (0-0-0-2). 3. В.ЧЕПЕЛИН (Беларусь) — 1.24,3 (1-0-0-0). 4. Л.Х.Биркеланд (Норвегия) — 2.10,5 (1-1-1-0). 5. О.Э.Бьёрндален (Норвегия) — 2.16,7 (0-2-0-1). 6. А.Расторгуев (Латвия) — 2.28,3 (1-0-0-2)… 40. М.ВОРОБЕЙ — 5.25,1 (0-1-1-1)… 61. Р.ЕЛЁТНОВ — 7.32,9 (1-2-1-3)… 71. С.БОЧАРНИКОВ (все — Беларусь) — 8.28,7 (2-1-3-2).
Олег Рыженков: ребята использовали свой шанс
По просьбе специального корреспондента «СП» успех Владимира Чепелина прокомментировал Олег РЫЖЕНКОВ, который, впрочем, не забыл и о Дарье Юркевич.
— Что сказать?! Молодец!!! Количество восклицательных знаков поставьте по своему усмотрению, но не экономьте. Владимр справился с нервами, а значит, и со стрельбой. Давно уже было пора! Первый тренер Чепелина — Иван Листратенко все свои последние годы ждал этого момента. Увы, не дожил… Но Веремейки рулят! И Дарья Юркевич — молодчага! Оба использовали свой шанс по максимуму. Но давайте не будем чрезмерно нахваливать. Идём дальше!
Владимир Чепелин: в своём темпе
Бронзовый медалист этапа Кубка мира в Эстерсунде Владимир ЧЕПЕЛИН, как и накануне Юркевич, обживался в непривычной роли призёра соревнований, и это успешно.
— С чего начнём разговор?
— Мне хочется поблагодарить всех людей, кто приложил руку, знания и душевную теплоту ради моего такого долгожданного прорыва на пьедестал. Во-первых, тренеры. К сожалению, мой первый наставник Иван Иванович Листратенко не дождался моего успеха, но именно его светлой памяти я посвящаю третье место. Конечно, большое спасибо наставникам национальной команды — Александру Сыману, Сергею Некрасову. Они поработали с нами очень хорошо. А первый телефонный звонок за пределы Эстерсунда — маме. Потом — любимой девушке.
— Вы говорили о терпении. Это точно. Ждали вы немало. Неужели не было мыслей: дескать, всё — хватит?!
— Биатлон для меня очень многое, если не всё. Пришёл в него по протекции друга, в седьмом классе. Всё произошло в деревне Веремейки Могилёвской области, откуда родом и Олег Рыженков. Втянулся. Ни разу не жалел. 20 лет в биатлоне, стремился войти хотя бы десятку, а тут — третий. Так что, значит, не зря. Что же касается мыслей, то у меня ещё одна спортивная страсть. Я очень люблю футбол.
— Подождите, подождите… Фланговый защитник?!
— Так и есть.
— Что ж, фактура подходящая: резкий, динамичный, цепкий…
— Ну, спасибо! Так вот, долго не хотел бросать футбол. Мечтал расти и в нём. Но за двумя зайцами гнаться невозможно. Выбрал биатлон.
— Точно не напрасно!
— Получается, так.
— Вы сегодня оказались в отличной компании на пьедестале. Мартен, Йоханесс. А на цветочной церемонии ещё Оле Эйнар Бьёрндален. Все — младшие братья, но суперспортсмены.
— М-да, и я среди них. Это действительно событие… Вот сейчас прошла пресс-конференция, и мне, конечно, было непривычно находиться рядом с такими асами. Но мы все стремимся конкурировать с лидерами, а не быть массовкой, пресловутыми статистами. Не только я — вся белорусская сборная получила стимул для дальнейшего развития. Если и везение стало нам благоволить, то, значит, мы точно не последние люди в биатлоне.
— Сейчас это очевидно даже скептикам, которые ушли в подполье…
— Это хорошо, если Беларусь сейчас позитивно сходит с ума по биатлонному поводу! Даже здесь это чувствуется. На последнем круге гнали крепко! Наши люди стояли на всех участках и дали такой энергетический заряд, что ноги сами неслись.
— Заслуга состоявшегося накануне медального прорыва Юркевич также велика?
— Безусловно! Даша внушила уверенность, наглядно доказала: всё возможно, если справился со стрельбой. Правда, если она специалист индивидуальной гонки, то моя коронная дисциплина — спринт, но видите, как порой получается.
— Есть и поговорки на такие случаи…
— Про палку, решившую пострелять? Могу и сам шутить на эту тему! Сейчас настроение праздничное, хоть и немного растерян. Если честно, то, мечтая о призовом месте, немного иначе представлял себе все процедуры. В голове сейчас сумятица.
— Зато её, сумятицы, к счастью, не было в гонке!
— Говорят, что я удивил даже не столько занятым местом, сколько тем, как справился со стрельбой в непростых ветровых условиях. Но, как и накануне Дарья Юркевич, настраивался именно на чистую, ответственную работу на огневых рубежах.
— Услышали её слова о высокой цене промаха?
— Конечно! Это ведь «двадцатка» со штрафными минутами! Поэтому с Александром Сыманом разложили подходы к огневым рубежам так, чтобы стрелять в своём темпе. Не быстрее, не медленнее, а именно в своём! При максимальной концентрации и анализируя поведение тех же флажков.
— Свой ритм — прежде всего, как сверхзадача?
— Именно.
— А лыжный ход?
— Полностью отпустить себя мог на заключительном круге. Благо трасса сегодня в лучшем состоянии, чем накануне: конечно, леденистая, но по-настоящему рабочая. Каши не было, скольжение лыж меня устроило.
— Было бы вовсе замечательно, сделай вы снайперский «ноль»...
— Увы, на первой лёжке не дотерпел, не доработал пятый выстрел. Сам «дёрнул», а габарит не закрылся. Оторванным оказался. Конечно, любая ошибка досадна. Но главное, что промах не надломил психологически.
— Создалось впечатление, что вы ещё больше сосредоточились.
— Так и было. Настроение осталось как боевым, так и взвешенным, рассудительным. Один промах — это только один промах. Надо было продолжать бороться. Но промахиваться уже строго-настрого запрещалось.
— Но последний рубеж сломал многих асов…
— Обычное дело. И у меня сколько раз так происходило. Вторая «стойка» — это, конечно, апофеоз индивидуальной гонки. Тем более для меня, я с этим стрелковым упражнением отнюдь не на короткой ноге.
— Вода камень точит?
— Кто это возьмётся оспорить?! Так и есть. Сумел грамотно подойти к огневому рубежу. Чуть отсиделся за американцем Бэйли. Он мощный, закрыл меня — я отдышался.
— А дальше удалось отработать так, как на тренировках? Спокойно и точно?
— Да. Не думал о том, что если попаду, то, возможно появятся шансы улучшить свой персональный рекорд в Кубках мира, а то и вовсе заслужить честь участия в цветочной церемонии или вообще случится прорыв на пьедестал. Ну, вы понимаете…
— Такие пророческие «просветления» постоянно лишают побед…
— Вот именно! Это самые вредные мысли, выбивающие из колеи. Но мне удалось их избежать. Даже при последнем выстреле не отвлёкся от процесса. Не затянул, не соблазнился вариантом лучше прицелиться и не поторопился — выдержал свой ритм! Оказался прав!
— Все русскоязычные болельщики бурно приветствовали вас на финише!
— Кричали: «Молодец!» Однако это мне рассказали.
— А сами не слышали?!
— На время как бы оглох. От усталости. Ничего не понимал, не реагировал на внешние раздражители. Потом восприятие вернулось. Во время церемонии награждения уже всё слышал. Спасибо болельщикам, тренерам, сервисменам, чья работа над лыжами позволила бороться за призовое место!
— Так же, как Юркевич, отправились на заминку после своего финиша?
— Нет. Дико волновался, отслеживал ход гонки. Дожидался того же немца Графа. Он промахнулся последним выстрелом.
— Он бы вам и так проиграл — ногами.
— Да. Но оставаться сидеть на раскалённой сковороде не хотелось. А так сразу отпустило.
— Были мысли: дескать, в последний момент счастье уплывёт из рук?
— Чего скрывать — были.
— Вспоминали смешанную эстафету чемпионата мира-2015, когда медаль сорвалась на последнем рубеже?
— Занятно, что перипетии той эстафеты мы вспоминали вместе с Романом Елётновым накануне, когда волновались за Юркевич. Самого мучили иные истории… Но ведь удача поддержала нас обоих! Так что жить стало лучше и веселее.
3.12. Спринт. 10 км. 1. М.Фуркад — 23.31,9 (0-0). 2. Ф.Линдстрём (Швеция) — отставание 41,5 (0-0). 3. А.Пайффер (Германия) — 43,6 (0-0). 4. Б.Долль (Германия) — 44,1 (0-1). 5. Ж.Эберхард (Австрия) — 46,0 (1-1). 6. Д.Виндиш (Италия) — 50,6 (0-0)… 47. Р.ЕЛЁТНОВ — 2.09,4 (1-1)… 56. В.ЧЕПЕЛИН — 2.21,5 (1-2)… 61. М.ВОРОБЕЙ — 2Ю28,1 (1-2)… 105. Ю.ЛЯДОВ (Беларусь) — 5.01,2 (2-3).
КУБОК НАЦИЙ. 1. Франция — 1191. 2. Германия — 1147. 3. Норвегия — 1127… 12. БЕЛАРУСЬ — 788.
4.12. Преследование. 12,5 км. 1. А.Бабиков — 31.22,3 (0-0-1-0). 2. 2. М.Цветков (оба — Россия) — 10,5 (0-0-0-0). 3. М.Фуркад — 15,2 (2-0-0-2). 4. А.Пайффер — 52,7 (2-0-1-0). 5. Э.Лессер (Германия) — 55,1 (0-0-1-1). 6. С.Фуркад (Франция) — 56,1 (0-0-2-0)… 54. Р.ЕЛЁТНОВ — 4.21,4 (1-1-2-2)… 57. В.ЧЕПЕЛИН — 5.11,7 (1-2-2-4).
ОБЩИЙ ЗАЧЁТ КМ. 1. М.Фуркад — 168. 2. М.Цветков — 104. 3. А.Пайффер — 100… 26. В.ЧЕПЕЛИН — 48… 62. М.ВОРОБЕЙ — 1.
Руслан Васильев (фото автора) из Эстерсунда
"Спортивная панорама"