Отсчёт дней до старта Олимпиады в Пхенчхане идёт с неумолимой скоростью. А это значит, спортсмены усерднее готовятся к главным стартам четырёхлетия и всё больше мысленно погружаются в грядущие старты.
— Вспомним прошедший чемпионат страны. Соревновательные условия в Раубичах можно охарактеризовать как близкие к боевым?
— Конечно! В Раубичах была очень сложная ветровая обстановка, что привычно для здешних мест. Во многом из-за этого и случились все мои промахи на «стойке». Но в этом нюансе кроется и положительный момент. Всегда лучше тренироваться в сложных погодных условиях, ведь на соревнованиях может произойти всё, что угодно. Во многих местах, где проходят этапы Кубка мира, характеристика стрельбища в плане ветра не самая приятная для биатлонистов. Помню, в том же Пхенчхане в 2009 году на чемпионате мира разыгрался очень сильный ветер. Поэтому мне нравится стартовать на тренировках в непростых условиях — это закаляет нас и учит быть готовыми ко всему!
— Итогами стартов довольны?
— Остались только самые положительные эмоции. И здесь дело не только в моих победах в оба соревновательных дня. (Улыбается.) На протяжении последних пяти месяцев мы усердно тренировались, и было очень интересно посмотреть, на что мы способны на данный момент. Конечно, остались вопросы по стрельбе. Особенно к «стойке». Порой долго выцеливала мишени, чтобы справиться с порывом ветра, из-за чего страдала скорострельность. Но в ветреную погоду я всегда работаю не на скорость, а на точность. Вот и сейчас очень хотелось обойтись без промахов. К сожалению, не всегда получалось.
— А как оцените свои ощущения?
— Бежать было тяжело. Мы ведь с девчонками незадолго до старта чемпионата страны вернулись из австрийского Рамзау, где прошли тестирование на тамошнем тредбане. Поэтому пару дней ощущали акклиматизацию, но она прошла безболезненно. Просто пришлось немного потерпеть на заключительных отрезках дистанции. Считаю, что работу я провела хорошо.
— Грядущий сезон носит статус олимпийского — это накладывает определённый отпечаток на подготовку?
— Конечно. Хочется на каждой тренировке отдавать все силы, прогрессировать, чтобы в конечном итоге выдать максимум. Не знаю, получится это сделать или нет, но очень надеюсь на положительный результат. Всё-таки я нацелена грядущий сезон провести в статусе заключительного. Мне психологически легче думать о том, что это будут мои последние старты в большом спорте. Так я более продуктивно работаю, стараясь не давать себе слабину.
— Но может возникнуть и обратное желание — пощадить себя…
— Ни в коем случае! Напротив, я понимаю, что в предыдущие годы у меня были определённые недочёты, которые не позволяли достигнуть того результата, которого желала. Всё-таки хочется завершить карьеру с мыслями: да, этот сезон действительно был успешным!
— Значит, вы для себя однозначно решили, что грядущий сезон будет последним в вашей карьере?
— Мне просто легче тренироваться с такими мыслями. Всё-таки в определённые моменты даёт знать о себе усталость, хочется немного сменить обстановку. Но такие мысли обычно посещают весной. Сейчас я сосредоточена исключительно на тренировках, думая о том, чтобы достойно выступить в новом сезоне.
Сродниться с винтовкой…
— Разнятся ли ощущения, которые вы испытывали перед Олимпиадой-2014 и предстоящими Играми-2018?
— Перед Сочи я была также сконцентрированна и нацелена на достойное выступление. Сейчас ощущения немного похожи, лишь с той разницей, что я себя ощущаю более опытной спортсменкой. После «бронзы» Сочи осознала, что всё возможно. Нужно только отработать на все сто процентов, и тогда всё получится. Даже при том уровне и показателях, как у меня, можно завоевать медаль Олимпийских игр. Много работать, надеяться на сопутствующую удачу — и тогда всё получится!
— После Игр в Сочи прошло четыре года. Что изменилось за это время?
— Буквально всё! Могу сказать, что после Олимпиады-2014 я стала профессиональным спортсменом. Психологически это выводит на новый уровень. От меня теперь стали требовать и ожидать большего. Конечно, можно подумать, что «бронзе» Сочи сопутствовала удача. Но, кто знает, возможно, та доля везения, которая принесла мне медаль на Играх в Сочи, также дала мне понять, что нужно работать ещё более усерднее. Каждый раз, каждую тренировку, нигде не давая себе поблажек.
— Из года в год вас постигала эпопея с винтовкой…
— У меня такое оружие, структура которого регулярно требует к себе внимания. Моя винтовка сделана специально под меня, но она не идеальна — эта конструкция нуждается в постоянной доработке. Во время стрельбы я акцентирую внимание на своих ощущениях. Если чувствую, что что-то идёт неправильно — мы тут же вносим изменения. В такой доработке процесс и находится. Надеюсь, что я всё-таки смогу взять винтовку в руки и сказать: да, она классная, она мне подходит. Хотя она уже и так стала частью меня. Можно сказать, мы с ней сработались. (Улыбается.) Думаю, всё у нас получится.
Хороший знак!
— Какая сейчас царит атмосфера в команде?
— Всё замечательно! Слава Богу, нас всё устраивает. Надеюсь, тренерский штаб также всем доволен. Мне кажется, теперь все пришли к какому-то единому мнению и согласию. Остаётся только работать и демонстрировать результат.
— Скучаете по Даше Домрачевой и Анастасии Дуборезовой?
— Разумеется, мне их не хватает. Ведь это была наша девичья тусовка, вместе с которой мы не один год работали вместе. Всё было очень здорово и весело! Разумеется, сейчас все уже выросли, у каждого своя жизнь. Но я скучаю даже не по тем временам, а по самим девчонкам.
— Как дела у Анастасии Дуборезовой?
— Всё хорошо! Её дочурка с каждым днём растёт, радует маму с папой. Конечно, Настя скучает по спорту. Но она сейчас полностью отдала себя дочке, впрочем, порой надевая лыжероллеры и посещая огневой рубеж. (Улыбается.) Так что у неё всё замечательно!
— А как Дарья Домрачева?
— У Даши тоже всё хорошо. Всё проходит в соответствии с рабочим планом, она довольна ходом подготовки.
— Рады, что Альфред Эдер вновь работает с командой?
— Конечно! Впрочем, общения с Альфредом мы и не прекращали — все эти годы поддерживая связь. Очень здорово, что Эдер вновь работает с нами официально. И он рад, и мы счастливы! Альфред всегда нас поддерживает. Радуется нашим как локальным успехам, так и большим результатам. Он молодец — всегда на позитиве! Нам с ним на самом деле приятно работать.
— Возможно, в этой его искренности и заключается секрет успеха…
— Наверное, так и есть. Когда Альфред с нами, у нас всё здорово. Думаю, хороший знак, что Эдер вернулся в команду. (Улыбается.) То же самое хочется сказать и о совместной работе с Фёдором Анатольевичем Свободой. У нас замечательный тренерский штаб, который даёт позитив и на тренировках, и на соревнованиях.
Илона Купрейчик, "Спортивная панорама"